Мирискусники («Мир искусства»)
Добро пожаловать в Большой музей!
Здесь музеи рассказывают о себе по-новому. Знакомьтесь с экспонатами, читайте истории о связанных с ними людях и событиях, изучайте важные понятия. Мы приводим вас к музеям, а музеи к вам.
Термин
Мирискусники («Мир искусства»)
Художественное объединение, возникшее в России в конце 1990-х в противовес академизму, и одноимённый журнал, выходивший с 1898 года. В него вошли художники, разделявшие принцип «искусство ради искусства», и искавшие вдохновение в истории искусства

Художественное объединение, возникшее в России в конце 1990-х в противовес академизму, и одноимённый журнал, выходивший с 1898 года.

Членами-учредителями объединения, оформленного в 1898-м, когда состоялась их первая публичная акция — «Выставка русских и финляндских художников» в Музее центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица, были Лев Бакст, Александр Бенуа, Сергей Дягилев, Евгений Лансере, Вальтер Нувель, Альфред Нурок, Константин Сомов и Дмитрий Философов. Последний, как и Дягилев, не был художником: он был публицистом и художественным критиком, а с Дягилевым они были кузенами.

Всех их объединяла идея эстетического начала как приоритета в искусстве.

«Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца», — так сформулировал кредо мирискусников Дягилев, ставший (вместе с Бенуа) «отцом» объединения и главным редактором журнала.

Разочаровавшись в скучном академизме, к тому времени основательно себя изжившем, и принципиально сторонясь передвижников с их социальным искусством и хождением в народ, мирискусники искали вдохновения в хорошо забытом старом — в барокко XVIII века и в павловском ампире, в раннем классицизме, заново переоткрывая старые стили, распространяя свои поиски на прикладное искусство, бывшее в то время в загоне. Культивируя декоративность и орнаментальность, они формировали новый «русский национальный стиль» и эстетику русского модерна.

Самый плодотворный период пришёлся на первые годы XX века. На историческом собрании участников объединения, состоявшемся 24 февраля 1900 года в редакции журнала, присутствовали художники, олицетворявшие эпоху: Бакст, Бенуа, Билибин, Апполинарий Васнецов, Левитан, Лансере, Малявин, Нестеров, Сомов, Серов.

О составе «Мира искусства» конца 1910-х годов ( в 1903-м объединение совсем было распалось, но в 1910-м возродилось) можно судить по написанному Кустодиевым групповому портрету, висящему в Русском музее. Этот эскиз 1920 года к заказанной Игорем Грабарём для Третьяковской галереи, но так и ненаписанной картине предвосхитил скорый конец объединения. К 1924 году, когда большинство мирискусников оказались за границей, объединение фактически прекратило своё существование. Последняя выставка мирискусников прошла в Париже в 1927 году.