Авангард
Добро пожаловать в Большой музей!
Здесь музеи рассказывают о себе по-новому. Знакомьтесь с экспонатами, читайте истории о связанных с ними людях и событиях, изучайте важные понятия. Мы приводим вас к музеям, а музеи к вам.
Термин
Авангард
Понятие, объединяющее передовые течения в мировом искусстве на рубеже XIX–XX веков.

Термин французского происхождения (от avant-garde — передовой отряд), первоначально имевший отношение к военному искусству, а в годы Французской революции превратившийся в революционную метафору, только в конце XIX столетия нашёл применение в языке искусства. Но и в художественном значении, как и в политике, и в военном деле этот термин, впервые употреблённый в 1885-м анархистом Михаилом Бакуниным, является производным от утопических и анархических идей.

Сегодня понятие «авангард» объединяет множество течений в мировом, прежде всего европейском, искусстве, возникших на рубеже XIX–XX веков. В России критерии принадлежности к авангарду сформулировал художник и критик Александр Бенуа: в своей рецензии 1910 года на выставку Союза русских художников он разделил экспонентов на авангард, центр и арьергард. К авангарду Бенуа отнёс, в частности, Михаила Ларионова, весьма преуспевшего в разрушении традиций и догм старого искусства. Ларионов, таким образом, — первый русский художник авангарда.