Балканская серия Верещагина
Добро пожаловать в Большой музей!
Здесь музеи рассказывают о себе по-новому. Знакомьтесь с экспонатами, читайте истории о связанных с ними людях и событиях, изучайте важные понятия. Мы приводим вас к музеям, а музеи к вам.
Термин
Балканская серия Верещагина
около 30 картин, написанных Верещагиным под впечатлением от участия в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов.

Художник отправился на войну добровольцем и получил серьезное ранение в одном из первых столкновений. Затем Верещагин стал свидетелем штурма Плевны и обороны Шипкинского перевала, которую возглявлял его старый знакомый генерал Скобелев.

Вернувшись с войны в Париж, где он жил на постоянной основе, Верещагин приступает к созданию серии картин, посвященных войне. Меньше, чем через полтора года, в 1879 году, проходят выставки первых 20 картин в Париже и Лондоне. Европейская публика в восторге, критика провозглашает Верещагина одним из самых значимых художников Европы. В феврале 1880 года выставка Балканской серии открывается в Петербурге, несмотря на недовольство нескольких великих князей и приближенных Александра II, считавших ее «протурецкой».

Тем не менее, выставка становится сенсацией. Ее посещает двести тысяч человек, проданы десятки тысяч каталогов. Специально для Александра II всю выставку временно переносят в Зимний дворец. Император осматривает Балканскую серию в одиночестве. Его огорчает увиденное: вся серия проникнута идеями антимилитаризма и сочувствием к простым солдатам, на долю которых выпадают все страдания войны. Особенно окружение императора раздражают неприкрыто саркастичные названия (например, триптих «На Шипке все спокойно», изображающий часового солдата, замерзающего насмерть).

Для Верещагина было важно передать всю серию целиком, но ему не удалось договориться с Павлом Третьяковым о цене. Сложное положение вынудило художника устроить аукцион, в результате которого часть картин попала в руки разных коллекционеров, но большинство полотен все-таки приобрел Третьяков.

Балканская серия считается большинством искусствоведов творческой вершиной в биографии художника. В ней Верещагин порывает с академическими условностями композиции, отказывается от центрического построения картины. Его композиционные и колористические решения становятся более свободными, раскованными, разнообразными, что усиливает антимилитаристский пафос картин.