Персональная выставка Верещагина в Петербурге (февраль-март 1880) — На этой...
polytech
polytech
термин

Персональная выставка Верещагина в Петербурге (февраль-март 1880)

На этой выставке русский зритель впервые увидел Балканскую серию; выставка имела грандиозный успех и вызвала ожесточенную полемику в печати.

Верещагин привез свою Балканскую серию в Петербург в начале 1880 года; до этого она была уже показана в Лондоне и Париже — и в обеих столицах вызвала самые восторженные отзывы и большое внимание публики. Верещагин стал не просто самым известным в Европе русским художником, но и одним из самым популярных художников своего времени в целом.

Однако в Петербурге все было не так радужно: президент Академии художеств, великий князь Владимир Александрович, Верещагина не любил, а наследник, будущий Александр III, прямо писал (правда, в частном письме): «Либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек».

Выставка, тем не менее, имела даже больший успех у публики, чем в Париже. Стасов, друг и биограф Верещагина, пишет: «Впечатление, произведенное верещагинской выставкою в Петербурге, было громадно. (...) Восторг и удивление были всеобщими. Все классы общества, в том числе крестьяне и солдаты, в значительных массах, перебывали на этой выставке – давка была страшная. Каталог продан в нескольких десятках тысяч экземпляров». Картины осмотрел и Александр II — для этого их специально на один день переносили в Зимний дворец.

Выставка вызвала ожесточенную полемику в печати: консервативные газеты громили Верещагина и едва ли не называли его предателем за явно антивоенный характер Балканской серии. Впрочем, 200 тысяч посетителей — небывалая для того времени цифра — и одобрительные оценки от множества культурных деятелей в диапазоне от Льва Толстого до Владимира Немировича-Данченко сделали Петербургскую выставку одной из самых успешных прижизненных выставок Верещагина.