Академизм
Добро пожаловать в Большой музей!
Здесь музеи рассказывают о себе по-новому. Знакомьтесь с экспонатами, читайте истории о связанных с ними людях и событиях, изучайте важные понятия. Мы приводим вас к музеям, а музеи к вам.
Термин
Академизм
Направление в искусстве Нового времени, основной принцип которого — строгое следование традициям, принятым внутри национальных академий художеств.

Первые художественные академии возникают в Италии в XVI веке. Их задача — систематизировать обучение изобразительному искусству, которое до этого представляло, как правило обучение один на один с признанным мастером. Воспитанники академий изучают анатомию, геометрию и теорию искусства. Академии с самого начала были нацелены на подражание великим художникам прошлого; еще в Болонской Академии (основана ок. 1585) братья Карраччи проповедовали, что путь к мастерству лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их колористических решений и композиций. Другая важная черта академической школы — строгое разделение жанров на высокие (в основном, полотна на исторические или библейские темы) и низкие (бытовые зарисовки, натюрморты и так далее).

Наиболее влиятельной становится парижская Королевская академия художеств (основана в 1648), которая провозгласила строгое следование канонам классицизма и исторические сюжеты основными принципами придворного искусства. Эту модель затем использовали другие европейские художественные академии, в том числе, Императорская академия в Петербурге. Академизм становится официальным придворным стилем большинства европейских монархий. Главные его черты — историко-героические, аллегорические и мифологические сюжеты, условные, идеализированные образы.

Уже в конце XVIII в. с принципами академизма начинает борьбу романтизм. К середине XIX века романтизм завоевывает академии, и, в свою очередь, становится препятствием на пути развития реализма и других новых течений, в том числе, импрессионизма. Сам термин «академизм» стал символом консерватизма.

Конечно, в реальности споры о живописи были сложнее и имели региональные особенности; так, во Франции с академизмом боролись в первую очередь художники, связанные с импрессионизмом, а в России — сторонники реалистической живописи, то есть, передвижники, Верещагин и другие.