Гончарова и Ларионов
Добро пожаловать в Большой музей!
Здесь музеи рассказывают о себе по-новому. Знакомьтесь с экспонатами, читайте истории о связанных с ними людях и событиях, изучайте важные понятия. Мы приводим вас к музеям, а музеи к вам.

Гончарова и Ларионов

История любви и партнёрства.

Михаил Ларионов. Портрет Н. Гончаровой. 1915 год. Государственная Третьяковская галерея

Гончарова и Ларионов

История любви и партнёрства.

Про Наталию Гончарову и Михаила Ларионова трудно рассказывать отдельно: они встретились, когда художнице было всего 19 лет, и всю оставшуюся жизнь прожили вместе: участвовали в художественных акциях, проповедовали лучизм, помогали друг другу в создании картин, перебрались в Париж, где работали над спектаклями Дягилева, а на склоне лет, наконец, поженились, чтобы сохранить своё общее наследие — коллекции и архивы — и передать их на родину. В постоянной экспозиции Третьяковки их автопортреты 1907 года (Гончаровой — с жёлтыми лилиями и Ларионова — в тюрбане) висят рядом.

Наталия Гончарова. Автопортрет с лилиями. 1907 год © Государственная Третьяковская галерея

Гончарова была соратницей Ларионова, не просто возлюбленной, а художницей-единомышленницей, творчество которой Ларионов высоко ценил и всегда «рекламировал». Их взаимное влияние продолжалось всю жизнь. В конце 1900-х не без влияния Гончаровой Ларионов пробует свои силы как скульптор (в Московском училище живописи, ваяния и зодчества Гончарова училась на скульптурном отделении).

Считается, что Ларионов был первым, кто указал Гончаровой на её особенное чувство цвета: «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой»

Марина Цветаева, с которой у Гончаровой завязалась многолетняя дружба (художница даже рисовала иллюстрации к её поэме-сказке «Молодец»), писала о том, что невозможно выделить в истории жизни Гончаровой отдельную главу про Ларионова, — настолько всеобъятным было влияние художников друг на друга. Здесь следует заметить, что Гончарова оставила после себя огромное наследие: только на выставке 1913 года она показала 750 произведений. При жизни художница не была коммерчески успешна, но её творчество оценили коллекционеры в XXI веке. В 2010 году картина «Испанка», написанная в 1916 году, была продана за 6 миллионов 425 тысяч фунтов — работы Гончаровой на сегодняшний день стоят дороже, чем любой другой художницы в истории.

Наталия Гончарова. 1910-е годы © Государственная Третьяковская галерея

Наталия Гончарова родилась в 1881 году. Её отец, известный архитектор, внучатый племянник Наталии Николаевны Гончаровой, впоследствии защищал свою дочь от нападок критики, а критики было много, начиная с обвинений в непрофессионализме и заканчивая намёками на порнографию, которые транслировал даже Гиляровский.

Газета «Голос Москвы» от 25 марта 1910 года писала:

«Вчера после собрания вошедшие могли любоваться выставкой, устроенной у эстетов. Выставлено более 20 картин какой-то эстетички Гончаровой. И в заседании, говорят, было объяснение этих картин. Сплошного декадентского пошиба и настолько неприличных, что секретные анатомические отделения Гаснера пасуют перед этим возмутительным развратом…»

Имидж у Ларионова был ничуть не лучше: он постоянно был в центре внимания журналистов и публики не только благодаря своей живописи, но и из-за своих выступлений, художественных акций.

С Ларионовым Гончарова познакомилась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где Ларионов учился у Василия Бакшеева, Константина Горского, Сергея Иванова и Алексея Корина, а Гончарова — у скульпторов Сергея Волнухина и знаменитого Паоло Трубецкого, — и дальше они уже существовали как творческий союз: вместе участвовали в художественных манифестах и перфомансах.

Наталия Гончарова и Михаил Ларионов в декорационной мастерской. 1913 год © Государственная Третьяковская галерея

В 1912 году Михаил Ларионов экспонирует первые лучистские работы, годом позже Гончарова — также под его влиянием — создает лучистские произведения. Художники показывают свои работы на нашумевших, организованных Ларионовым, выставках «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», «Мишень» (весна 1913-го) и «№ 4. Выставка картин. Футуристы, лучисты, примитив» (весна 1914-го).

Помимо участия в выставках, Ларионов и Гончарова иллюстрировали футуристические и рукописные книги, разрабатывали рисунки для текстиля и обоев, Гончарова придумывала модели одежды 

В 1913 году оба участвовали в устроенных Ларионовым футуристических прогулках, а в 1914-м появились в первом русском футуристическом фильме режиссёра Владимира Касьянова «Драма в кабаре».

В Париж творческий союз уезжает ещё до революции — по предложению Сергея Дягилева оформить некоторые спектакли его знаменитых «Русских сезонов». Дягилев выбрал Гончарову после того, как увидел её работы на персональной выставке 1913 года. Успех «Золотого петушка» принёс Гончаровой известность в качестве театрального художника. В галерее Поля Гийома состоялась совместная выставка художников, где были показаны и лучистские произведения. В 1915-м Ларионов создаёт её «парадный портрет», включая в композицию фрагменты афиш «Золотого петушка» и спектакля «Веер». Он написан в новой художественной манере, уравнявшей в правах не только разнообразные стили, но и разные материалы — традиционную темперу с новыми: опилками, бумагой с афиш, тканью.

В 1915-м Дягилев вновь пригласил Гончарову продолжить сотрудничество и приехать в Швейцарию, однако она отказалась отправиться туда без Ларионова, таким образом сыграв важную роль в ларионовском приходе в театр. В Россию художники уже не вернутся

Практически все их постановки для «Русских балетов» С. Дягилева оформлены в «четыре руки», то есть Ларионов отвечал за декорации, Гончарова — часто — за костюмы. Они осуществляли «надзор» за исполнением декораций друг друга, и это продолжалось и впоследствии, когда они работали для антрепризы «Русский балет Монте-Карло», «Русский балет полковника Базиля».

В начале 1920-х Гончарова вместе с Ларионовым продолжает активно заниматься оформлением спектаклей у Дягилева и других импресарио, регулярно выставляет свои работы в парижских «Осеннем салоне» и «Салоне Независимых», участвует в международных выставках в Нью-Йорке и Амстердаме, до середины 1920-х принимает участие в организации парижских балóв. В 1920–1930-е Гончарова продолжает заниматься живописью, преподаванием, книжной иллюстрацией, но её известность сходит на нет.

Наталия Гончарова и Михаил Ларионов. 1956 год © Getty Images

Гончарова продолжает сотрудничать с Домами моды, в частности со знаменитым в то время — «Мирбор», где над коллекциями трудились Пабло Пикассо и Фернан Леже. Не останавливается театральная деятельность Гончаровой — Ларионова: для кукольного театра Слонимской-Сазоновой Гончарова в 1924 году создала эскизы кукол, а Ларионов писал либретто, исполнял оформление. В 1930−1940-х годах художники продолжают работать в театре: Гончарова сотрудничает с «Русским балетом Монте-Карло».

В годы Второй мировой войны и в начале 1950-х театральных заказов практически нет, художники живут в бедности 

В конце 1940-х, после войны, вновь возникает интерес к абстрактному искусству, музеи покупают их работы. Последняя «двойная» персональная выставка случилась в 1961 году.

Марина Цветаева писала, что для Гончаровой было счастьем знакомиться с новостями из России, пока это ещё было возможно, и она явно предпочитала тогда Россию Западу. Надежда на возвращение не оставляла художников вплоть до последней выставки — 1928 года — в Третьяковской галерее, где в последний раз были представлены работы Гончаровой и Ларионова, но уже озаглавленные как «Современное французское искусство». В СССР выставка Ларионова проходила в 1981 году — но, к сожалению, без каталога. В России самая запоминающаяся за последнее время их выставка — в 1999–2000 годах — случилась в связи с получением в дар от А. К. Ларионовой-Томилиной большого наследия художников. До того в советском искусстве о них вообще не говорили: они жили на Западе и считались «формалистами». Авангардистов в Третьяковской галерее начали показывать только в 1970-е, а в 1985 году в постоянном цикле появилась первая лекция о Ларионове и Гончаровой. Так постепенно авангард отвоёвывал себе место, а теперь в Третьяковской галерее оба эти художника получили персональные выставочные проекты: сначала Гончарова — в 2013 году, а теперь и большой выставочный проект с Михаилом Ларионовым. Оба по своим масштабам сопоставимы только с выставочными проектами, которые в нашей стране проходили больше века назад.

Дополнительные материалы:
«Стиль лучистой живописи, свободной от реальных форм»
«Стиль лучистой живописи, свободной от реальных форм»
Статья
История лучизма — одного из первых русских абстрактных течений в живописи, которое М...
Словарь Михаила Ларионова
Словарь Михаила Ларионова
Статья
Узнайте, что такое лучизм, «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», чтобы лучше понимать ...
Хиты выставки Михаила Ларионова в Новой Третьяковке
Хиты выставки Михаила Ларионова в Новой Третьяковке
Статья
Картины, наиболее ярко отражающие разнообразные направления в творчестве гения аванг...
Портрет Гончаровой
Портрет Гончаровой
Экспонат
В 1915-м году Михаил Ларионов создаёт «парадный портрет» своей возлюбленной Наталии ...