«К счастью, насторожённое отношение к авангарду уходит в прошлое»
Добро пожаловать в Большой музей!
Здесь музеи рассказывают о себе по-новому. Знакомьтесь с экспонатами, читайте истории о связанных с ними людях и событиях, изучайте важные понятия. Мы приводим вас к музеям, а музеи к вам.

Выставка Михаила Ларионова в Новой Третьяковке

«К счастью, насторожённое отношение к авангарду уходит в прошлое»

Кураторы Евгения Илюхина и Ирина Вакар собрали на выставку Ларионова в Москве лучистские и футуристские картины из Центра Помпиду, галереи Тейт, музея Людвига, из десятка малых российских музеев и частных коллекций. О том, почему редкие картины основоположника авангарда пришлось собирать по всему миру, у куратора узнал СИМА ОРЕХАНОВ

Михаил Ларионов. Курящий солдат. 1910—1911 годы
© Государственная Третьяковская галерея

Выставка Михаила Ларионова в Новой Третьяковке

«К счастью, насторожённое отношение к авангарду уходит в прошлое»

Кураторы Евгения Илюхина и Ирина Вакар собрали на выставку Ларионова в Москве лучистские и футуристские картины из Центра Помпиду, галереи Тейт, музея Людвига, из десятка малых российских музеев и частных коллекций. О том, почему редкие картины основоположника авангарда пришлось собирать по всему миру, у куратора узнал СИМА ОРЕХАНОВ

Как художник и как идеолог Михаил Ларионов оказал огромное влияние на возникновение русского авангарда как явления. Однако исторически он оказался в тени своей жены, художницы Наталии Гончаровой: она и более узнаваема, и картины её проще для понимания, и продаются они значительно лучше (Гончарова — вообще одна из самых дорогих художниц в истории).

Гончарову и Ларионова часто выставляют вместе. Эта традиция появилась ещё при жизни художников, однако в творчестве супругов слишком много различий. Ларионов изменчив, легко переходит от беспредметной живописи к постимпрессионизму, примитивизму и реализму — и уходит назад в абстракцию.

Не будет преувеличением сказать, что Ларионов был одним из основателей русского авангарда. По иронии судьбы, он же оказался одним из последних. 

Во время Первой мировой Ларионов и Гончарова уехали из России в Париж по приглашению Сергея Дягилева — и остались там на всю жизнь. Ларионов умер в 1964 году, пережив почти всех своих единомышленников и друзей по авангардному движению, и продолжал работать до самой смерти.

Первую картину Ларионова Третьяковская галерея купила ещё в 1907 году, что было тогда гигантским авансом художнику, к тому моменту даже не закончившему обучение. Но основная часть собрания его работ, которое можно увидеть в Третьяковке, поступила в галерею только после смерти создателя. И он, и Гончарова очень хотели, чтобы их картины вернулись в Россию, раз уж им так и не удалось сделать это самим. После смерти художников начался процесс передачи, превратившийся в целый бюрократический сериал.

Сначала советский минкульт вообще не хотел брать картины, завещанные СССР Ларионовым и Гончаровой, как не соответствующие канонам социалистического реализма.

Потом вмешалась Третьяковка, здравый смысл восторжествовал, но выяснилось, что нужно платить существенный налог на наследство по французским законам. В результате договорились, что налог будет заплачен картинами, которые теперь составляют важную часть коллекции Центра Помпиду в Париже. Более того, советские чиновники специально старались избавиться от наиболее режущих глаз абстракционистских полотен — тогда советское государство ещё не подозревало, как дорого будут стоить русские авангардисты.

Ценнейшая коллекция картин и графики долго лежала в запасниках. В 70-е попасть туда было сложно даже искусствоведам. Лишь с началом перестройки русский авангард снова стал доступен зрителю.

Но и сейчас в постоянной экспозиции Третьяковки можно увидеть лишь малую часть коллекции Ларионова: просто не позволяет ограниченное пространство здания на Крымском валу.

Помимо крупных полотен, в Третьяковку попало огромное количество набросков, блокнотов, рукописей. Одна коллекция графики Ларионова составляет больше 15 тысяч рисунков. Не все из них сделаны самим Ларионовым, который любил собирать восточные миниатюры и которому друзья-художники часто оставляли свои эскизы, но даже изучение этого массива ещё очень далеко от завершения. Работа с таким архивом, по словам хранителей, похожа на расследование преступления: чтобы выяснить автора рисунка, нужно определить примерную дату, пытаться понять, что или кто изображён, разбирать подписи, сравнивать виды бумаги. Огромное количество листов графики ещё требует изучения и хотя бы атрибуции (то есть определения автора).

Помимо вещей из собственной коллекции Третьяковки, на выставке можно увидеть десятки произведений, привезённых из других городов и стран.

Картины Ларионова есть во множестве региональных музеев: в начале 20-х, когда Ларионов ещё не считался буржуазным художником, советские власти пытались создать музеи живописной культуры в каждом регионе страны. 

Вскоре проект был закрыт, но множество замечательных работ авангардистов первого ряда оказались разбросаны по всему Советскому Союзу. На выставке можно будет увидеть ранние картины Ларионова из Екатеринбурга, Омска, Нижнего Новгорода, Волгограда, Рязани, Уфы, Казани. Также будет много вещей из собрания Центра Помпиду и отдельные картины из музея Людвига в Кёльне, лондонских галереи Тейт и Музея Виктории и Альберта, из частных коллекций.

Евгения Илюхина, куратор выставки:

— Два года назад выставка Гончаровой вызвала неожиданный даже для нас интерес публики. Был забавный случай: я уже после открытия ходила по экспозиции и увидела молодую девушку, видимо журналистку, которая, вероятно, очень хотела услышать от публики, какая это всё бессмыслица и «я так тоже могу». И вот она пристала к двум немолодым женщинам с расспросами, нравится ли им. Я тоже стою и с большим интересом жду, чем дело кончится. Однако женщины оказались физиками советской закалки, и они очень подробно, к изумлению журналистки, изложили своё понимание лучизма и беспредметности и почему им это очень нравится.

К счастью, насторожённое отношение к авангарду уходит в прошлое. Кому-то нравится, кому-то не нравится, но сейчас это уже по большей части дело вкуса, а не политический вопрос, как это было ещё тридцать лет назад. На выставку Ларионова можно и нужно идти с детьми: по моему опыту, обычно им нравятся и Гончарова, и Ларионов. Дети уж точно не боятся неопримитивизма и беспредметности. Вообще Ларионов — это хороший художник для первого знакомства с беспредметным искусством.

Он был потрясающе креативным человеком, гением в точном смысле слова: ему была присуща спонтанная способность к творчеству, которая очень редко встречается. 

При этом в нём вообще не было самолюбования и самоповторения, все его работы свободно создаются и не укладываются в придуманную их автором догму.

Любая выставка начинается с желания как можно лучше представить художника зрителю. В случае с Ларионовым — показать все разнообразные грани его творчества. Это оказалось очень сложной задачей и организационно, и финансово. Если вещь едет из Омска, ты должен прежде всего самому себе объяснить, почему без неё нельзя обойтись.

Дело в том, что работы перевозят двумя способами: самолёт и фура. Но грузовой отсек обычного самолёта имеет очень небольшую дверь. Если вещи в неё не влезают, нужен грузовой самолёт, а это грандиозные деньги. Для вещей из европейских коллекций пришлось им воспользоваться. Логистика в музейном деле — одна из главных головоломок. Грузовые самолёты идут из Франкфурта: здесь нужно собрать все картины, куда из европейских музеев их привозят на специальных фурах. Иногда на этих климатических фурах они едут через Германию, Финляндию и Петербург до Москвы, потому что на этом маршруте дороги лучше, чем в Восточной Европе. А это важно для картин, которым плюс-минус сто лет.

Подготовка к выставке начинается за несколько лет. Например, у нью-йоркского музея Метрополитен есть правило: если вы свой запрос на картины пришлёте позже чем за два года до предполагаемой выставки, они его даже не рассматривают. 

Постепенно у куратора появляется понимание того, что реально можно получить. Например, одну вещь, которую я очень хотела («Солнечный день»), Центр Помпиду не дал из-за её хрупкости и опасности транспортировки. И как хранитель я их поняла: наверное, сама в такой ситуации тоже не отправила бы. Это длинный процесс переговоров. У всех больших музеев долгая история отношений, где часто они взаимозависимы: сегодня ты просишь работу, а завтра с подобным запросом обратятся к тебе.

К сожалению, для небогатых провинциальных музеев их хиты — важный источник дохода. Часто они бо́льшую часть года ездят по всему миру и редко висят в «домашнем» музее.

Потом составляется, как мы говорим, досье выставки. Дальше надо понять, что необходимо, а без чего можно обойтись, учитывая логистику и бюджет. Из этого складывается итоговая концепция будущей выставки, которая может сильно отличаться от изначальной. Плюс вещи сами ведут тебя за собой: иногда оказывается, что складывается совсем не тот пазл, который ты хотел собрать.

Важная роль принадлежит дизайнеру выставки, от которого зависит, как именно будет работать пространство.

Плюс частные коллекции. У нас тесные отношения с коллекционерами, в собраниях которых порой оказываются эталонные работы. Особенно в случае с художниками авангарда и в частности с Ларионовым.

Когда составлен список работ, мы смотрим наше собственное собрание и понимаем, что́ нужно отреставрировать, «одеть», то есть сделать рамы. Затем начинается работа над каталогом и подготовка к открытию. Это последний этап пути, который занимает несколько лет.

Купить билет на выставку Михаила Ларионова можно здесь.

Дополнительные материалы:
Выставка Михаила Ларионова в Новой Третьяковке
Выставка Михаила Ларионова в Новой Третьяковке
Выставка
Первая за 40 лет масштабная выставка гения русского авангарда Михаила Ларионова
Ларионов в балете
Ларионов в балете
Статья
Как сложилось сотрудничество создателя «Русских сезонов» Сергея Дягилева и художника...
История балета в рисунках Михаила Ларионова
История балета в рисунках Михаила Ларионова
Статья
Полистайте так и не написанную книгу о мировом балетном театре, которая была начата ...
Словарь Михаила Ларионова
Словарь Михаила Ларионова
Статья
Узнайте, что такое лучизм, «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», чтобы лучше понимать ...