«Стиль лучистой живописи, свободной от реальных форм»
Добро пожаловать в Большой музей!
Здесь музеи рассказывают о себе по-новому. Знакомьтесь с экспонатами, читайте истории о связанных с ними людях и событиях, изучайте важные понятия. Мы приводим вас к музеям, а музеи к вам.

Выставка Михаила Ларионова в Новой Третьяковке

«Стиль лучистой живописи, свободной от реальных форм»

История лучизма — одного из первых русских абстрактных течений в живописи, которое Михаилу Ларионову однажды даже пришлось отстаивать в драке.

Михаил Ларионов. Голова быка. 1912 год
© Государственная Третьяковская галерея

Выставка Михаила Ларионова в Новой Третьяковке

«Стиль лучистой живописи, свободной от реальных форм»

История лучизма — одного из первых русских абстрактных течений в живописи, которое Михаилу Ларионову однажды даже пришлось отстаивать в драке.

Первое десятилетие ХХ века — удивительное время, когда художественные события происходят стремительно и почти что одновременно. В России генезис всех течений нового искусства примерно одинаков: с пластической стороны на художников мощно воздействует французская живопись с новооткрытым кубизмом, с идейной — влияет придуманный итальянцем Маринетти футуризм.

В 1911 году Михаил Ларионов учреждает группу «Ослиный хвост», куда также входят Гончарова, Малевич, Татлин, Шевченко и другие художники, чья заявленная цель — «постигать и выявлять живописными средствами сущность явлений и вещей». Изобретение лучизма относится к 1912 году. Тогда Ларионов проходит военные сборы и пишет картины в стиле неопримитивизма, примерно тогда же появляются первые лучистские работы, которые он показывает на выставке в декабре. Манифест нового направления, подписанный десятью именами, публикуется в 1913-м и озаглавлен «Лучисты и будущники». Стремление молодых художников русифицировать футуризм и пересадить на национальную почву последние достижения искусства выражено не только в этом названии, но и в любви к формам народного творчества — лубку и живописной вывеске. Соратник Ларионова Илья Зданевич увидел в лучизме «чисто русское явление по своему обобщающему духу и гибкости». Манифест провозгласил «Стиль лучистой живописи, свободной от реальных форм». Художники передают на холсте «пространственные формы, возникающие от пересечения отражённых лучей различных предметов», при этом «луч условно изображается на плоскости цветной линией».

Зданевич, издавший в 1913 году под экзотическим псевдонимом Эли Эганбюри книгу о Ларионове и Гончаровой, называет лучизм «занимательной теорией, свидетельствующей о большом понимании природы освещения и формы, и задач живописной передачи предмета». Приводя в пример одну из работ Ларионова«Стекло» (1912, Гугеенхейм), Зданевич говорил, что в лучистских картинах Ларионов пишет «просто стекло» как универсальное состояние со всеми его проявлениями и свойствами; изображает сумму всех возникающих от стекла ощущений.

Как и другие сторонники нового искусства в это время, Ларионов — популярная у масс-медиа фигура. Ещё в 1911 году газетная критика упрекала художника в том, что он «бросает вызов здравому смыслу».

Доклад о теории лучизма на диспуте в Политехническом музее заканчивается самой настоящей дракой: выступающие отбивались от публики, и в развернувшейся потасовке Ларионов ударил нападавшего звонком, которым председатель собрания должен призывать к тишине и порядку.

Какой-то субъект подскочил сзади к Ларионову. Размахнулся. Ударил его. Ларионов, повернувшись, ответил ударом звонка. Как лавина, бросилась публика на кафедру. Образовалась свалка. Поднимались кулаки, летели стаканы, били друг друга подставками электрических ламп. В центре размахивал руками, нанося удары направо и налево, Ларионов. В зале поднялось невероятное смятение. Многие дамы забились в истерике и огласили аудиторию раздирающими воплями. Каким-то образом дерущиеся с кафедры во время свалки вломились в комнату за экраном. Появилась полиция. Целый наряд городовых с помощником пристава. Начали водворять порядок. В это время из комнаты позади эстрады вылетает какой-то субъект и кричит:

— Господа, Ларионов ударил меня звонком, а я дал ему два раза по морде!

Гром аплодисментов.

«Грандиозная драка на диспуте футуристов». «Московский листок». № 70, 1913 год

Лучизм объявлялся синтезом всех существующих современных живописных стилей и направлений. Планировалось издать сборник «Лучистой поэзии» и «Подарок лучистым хозяйкам». Среди рецептов — «Котлета в форме птицы или орнамента из мяса с ромом и грушей», или «Гусь с абрикосами, ванилью, огурцами, вишнёвыми листьями», а также «Суп из вина с примесью перца, поросячьих ушей и фигурок зверей из теста».

В одну из картин в 1915 году Ларионов встроил работающий вентилятор как пример «пластического лучизма».

«Мы восклицаем: весь гениальный стиль наших дней — наши брюки, пиджаки обувь, трамваи, автомобили, аэропланы, железные дороги, грандиозные пароходы — такое очарование, такая великая эпоха, которой не было ничего равного во всей мировой истории» — писал он в манифесте.

Годы с 1912-го по 1914-й стали в России началом авангарда, а лучизм — одним из первых радикально беспредметных течений русского искусства. На возникновение абстракции в первую декаду нового века повлияли великие достижения науки: весть об обнаружении в 1903 году радиоактивных лучей едва распространилась за пределы научного мира, но идея зафиксировать в живописи исходящие от предмета лучи сближается с открытиями супругов Кюри. Теория относительности Эйнштейна повлияла на поиски «четвёртого измерения» в живописи, которые в это время вели и Ларионов, и Малевич.

Летом 1915 года Ларионов и Гончарова по приглашению Сергея Дягилева уезжают в Париж оформлять театральные «Русские сезоны». В Европе двоим русским авангардистам будет нужно доказывать свою творческую состоятельность художественным трудом гораздо больше, чем громкими манифестами. Они заберут с собой из России часть работ — таким образом в собрание галереи Тейт впоследствие попадёт одна из лучших лучистских картин Ларионова — «Ноктюрн», датированный 1913–1914 годами.

«Только в России могла родиться такая теория», — заметил в 1913 году Зданевич о лучизме, который «в своей основе стремится к уничтожению предметности». Спустя какие-то пять лет это уничтожение будет понято самым буквальным образом, и за следующие десятилетия оно разовьётся в полную силу. В мире идеологических абстракций Советского Союза нет места абстракции живописной: беспредметное искусство было невозможно приспособить для массовой пропаганды населения, описательный реализм справлялся с этой задачей гораздо эффективнее.

Почти на полвека имя и работы Ларионова, чья жизнь закончится в 1964 году во французском городке Фонтене-о-Роз, будут фактически под запретом на его родине. В биографии художника лучизм займёт место яркого начального эпизода, а в истории русского искусства Ларионов окажется в тени Малевича: по сравнению с супрематизмом, лучизм кажется непоследовательным, субъективным и слишком живописным.

Купить билет на выставку Михаила Ларионова можно здесь.

Дополнительные материалы:
Выставка Михаила Ларионова в Новой Третьяковке
Выставка Михаила Ларионова в Новой Третьяковке
Выставка
Первая за 40 лет масштабная выставка гения русского авангарда Михаила Ларионова
Хиты выставки Михаила Ларионова в Новой Третьяковке
Хиты выставки Михаила Ларионова в Новой Третьяковке
Статья
Картины, наиболее ярко отражающие разнообразные направления в творчестве гения аванг...
Кто такой Михаил Ларионов?
Кто такой Михаил Ларионов?
Статья
Подробная художественная биография Михаила Ларионова, одного из идеологов русского а...
«К счастью, насторожённое отношение к авангарду уходит в прошлое»
«К счастью, насторожённое отношение к авангарду уходит в прошлое»
Статья
Кураторы Евгения Илюхина и Ирина Вакар собрали на выставку Ларионова в Москве лучист...