Ларионов-коллекционер
Добро пожаловать в Большой музей!
Здесь музеи рассказывают о себе по-новому. Знакомьтесь с экспонатами, читайте истории о связанных с ними людях и событиях, изучайте важные понятия. Мы приводим вас к музеям, а музеи к вам.

Выставка Михаила Ларионова в Новой Третьяковке

Ларионов-коллекционер

Лубки из Китая и России, японские гравюры, детские рисунки, фотографии балетных звёзд и другие предметы из личного собрания Михаила Ларионова

Утагава Хирошиге. Рыбы. Около 1840-х годов
Metropolitan Museum of Art

Выставка Михаила Ларионова в Новой Третьяковке

Ларионов-коллекционер

Лубки из Китая и России, японские гравюры, детские рисунки, фотографии балетных звёзд и другие предметы из личного собрания Михаила Ларионова

Русский лубок

Лубок — одна из самых древних и массовых разновидностей русского искусства. Простые картинки с понятными надписями заменяли малограмотным сословиям книги. Сюжеты были самыми разными: бытовали лубки религиозные, военные, в народных картинках часто появлялись сюжеты песен и сказок. Михаил Ларионов был большим поклонником лубка: свою знаменитую коллекцию он начал собирать ещё в начале 1900-х.

«Больше всего они бродили с Кандинским по базарам, отыскивая мужицкие лубки. Бова Королевич и Царь Салтан, а с ними ангелы и архангелы, „хваченные“ анилином вдоль и поперёк, — вот это, а не Сезанн, явилось источником всех начал»

— вспоминал художник Павел Мансуров. Размах собрания Ларионова показала состоявшаяся в 1913 году «Выставка иконописных подлинников и лубков, организованная М. Ф. Ларионовым», которая на три четверти состояла из принадлежавших ему экспонатов. Одних только русских лубков на выставке показали 170. В предисловии к каталогу экспозиции Ларионов приравнял лубок, считавшийся прерогативой крестьян и мещанского сословия, к кубизму и футуризму и заявил о нём как о вневременном искусстве со своими приёмами и особенностями. Михаил Ларионов вместе с художниками его круга и в частности Наталией Гончаровой провозгласил необходимость возвращения к русской традиции, в противовес подражанию французским художникам, и одним из примеров для подражания видел лубок. Влияние красочных народных картинок можно проследить в изображениях провинциальной жизни, в «Солдатской серии» и «Венерах» Михаила Ларионова.

Китайский лубок

В конце 1910-х годов Михаил Ларионов объявил о разрыве с французским искусством и необходимости поиска источников вдохновения в русской традиции. Отечественная культура художниками круга Ларионова не мыслилась в отрыве от азиатской. Как писал близкий в то время к Ларионову художник Александр Шевченко,

«Россия и Восток нераздельно связаны ещё со времён татарских нашествий, и дух татар, дух Востока так вкоренился в нашу жизнь, что подчас трудно отличить, где кончается национальная черта и где начинается восточное влияние».

Именно поэтому в собрании Ларионова нашлось место предметам восточного искусства. Китайский лубок не был большой диковинкой в Российской империи: офени, бродячие торговцы разными мелочами нередко добирались до границы с Китаем, откуда и распространяли картинки по стране. С русским лубком китайский роднила доступность финансовая (листы печатались большими тиражами) и сюжетная: на цветных гравированных картинках появлялись духи-защитники, новогодние пожелания благополучия, декоративные цветы и птицы, танцовщики и акробаты. Их яркие образы Ларионов использовал в своих театральных работах для создания костюмов и декораций.

Неизвестный художник. Воительница Му Гуй-ин. Китай, провинция Сычуань. Конец XIX — начало ХХ века. Из коллекции Михаила Ларионова

Японское искусство

Коллекционер Михаил Ларионов не мог обойти вниманием японскую гравюру, которую со второй половины XIX века собирали многие европейцы. Гравюры направления укиё-э были недорогими, и их могли себе позволить все желающие: небольшая коллекция была даже у Винсента Ван Гога, жившего достаточно бедно. Укиё-э хорошо известны публике благодаря прославленной «Большой волне в Канагаве» художника Кацусики Хокусая, но на самом деле их сюжеты не ограничивались изображениями природы. Популярными на родине укиё-э были литературные сюжеты, городские сценки, портреты гейш, знаменитых борцов сумо и актёров театра кабуки — примеры всех этих жанров можно обнаружить и в собрании Михаила Ларионова. Увлечение театром определило наличие в собрании также афиш японских спектаклей, на которых изображалась театральная труппа в полном составе. Кроме того, Ларионов собирал катагами — японские трафареты для нанесения узоров на ткань. Они создавались из склеенных между собой слоёв бумаги васи, на которых с помощью различных специальных инструментов вырезался орнамент, часто очень сложный и детализированный.

Кэйсай Эйсен. Гейша Ханаоге из дома Огия со служанкой. Из серии «Времена года». 7-й месяц. 1820-е годы. Из коллекции Михаила Ларионова

Детский рисунок

В 1908–1911 годах Наталия Гончарова, которая на тот момент уже долгое время жила и работала с Михаилом Ларионовым, давала частные уроки рисунка. Её преподавательская практика заложила основу ещё одного важного раздела их с Михаилом Ларионовым коллекции — собрания детского рисунка. Сопоставление этих рисунков с некоторыми графическими листами из ларионовского альбома «Путешествие в Турцию» (1910) наглядно показывает, как порой преломлялись в его творчестве эти впечатления. После совместного переезда из России в 1915 году, когда русская коллекция лубка и рисунков была утеряна, Наталия Гончарова была вынуждена вернуться к преподаванию, и постепенно работы её учеников начали заменять утраченное: кроме анонимных образцов в новой коллекции оказались детские рисунки дочери художника Александра Бенуа, будущей художницы Александры Авксентьевой, детей писательницы Ольги Синьорелли.

Детский рисунок из коллекции Михаила Ларионова

Русские балеты Сергея Дягилева

В 1915 году Сергей Дягилев предложил Михаилу Ларионову и Наталии Гончаровой постоянную работу декораторов для своих постановок в Европе. Уехав из России, обратно художники уже не вернулись, продолжив работать для балетов Дягилева до самой смерти антрепренёра. Долгое время находясь внутри дягилевской антрепризы, Михаил Ларионов ощущал себя её хронографом и историком, собирая всё, что было связано с «Русскими балетами»: фотографии танцовщиков и портреты хореографов, сцены из спектаклей и репетиций, даже отдыха участников труппы на пляже в Монте-Карло. Он неустанно пополнял своё собрание, просил присылать ему отпечатки, обращался к артистам, балетмейстерам, фотографам и таким же исследователям балета. Итогом стало одно из лучших собраний балетных фотографий не только дягилевской антрепризы, но и наследовавших ей компаний «Балет Монте-Карло», «Русский балет полковника Базиля».

Михаил Ларионов (в центре), Наталия Гончарова и Леонид Мясин на гастролях. Около 1915 года. Государственная Третьяковская галерея

Библиотека

Обосновавшись в конце 1918 года в Париже на углу улиц Жака Калло и Сены, Михаил Ларионов начал заново собирать свою коллекцию. Теперь его интересы были сосредоточены вокруг театра, для которого они с Наталией Гончаровой работали, и в особенности балета. Рядом находилась Ruе Bonаparte с многочисленными антикварными и книжными магазинчиками, а улица Сены вела на набережную с лавками букинистов, где можно было найти и старые книги, и гравюры, и афиши, которые с удовольствием приобретал Ларионов.

«Жилище на улице Жака Калло было пещерой Али-Бабы для влюблённых в театр. Сокровища захватили всё, — вспоминал квартиру художника критик Раймон Конья. — Две кровати, стол, комод, несколько стульев с трудом умещались среди этого моря книг, манускриптов, папок с рисунками. Их волны поднимались на штурм мебели, затопляли её, мешали малейшей перестановке. Невозможно передать это медленное и неумолимое нашествие, которое вначале пугало и перед которым Ларионов и Гончарова сохраняли спокойную безмятежность».

Так постепенно формировалась его библиотека, посвящённая театру и танцу, в которой были издания даже на японском и персидском (фарси) языках. Одно из лучших собраний, посвящённых истории балета и шире — пластического искусства, позднее стало частью Третьяковской галереи в составе дара второй жены Михаила Ларионова — Александры Томилиной.

Из коллекции Михаила Ларионова

Купить билет на выставку Михаила Ларионова можно здесь.

Дополнительные материалы:
Павлины
Павлины
Экспонат
Лубок
Термин
Народные картинки с незатейливым сюжетом из современной истории или из священных тек...
Хиты выставки Михаила Ларионова в Новой Третьяковке
Хиты выставки Михаила Ларионова в Новой Третьяковке
Статья
Картины, наиболее ярко отражающие разнообразные направления в творчестве гения аванг...
Томилина Александра Клавдиевна
вдова художника, служащая библиотеки