История балета в рисунках Михаила Ларионова. Полистайте так и не написанную книгу о мировом балетном театре, которая была начата как хроники «Русских сезонов» Сергея Дягилева.
Добро пожаловать в Большой музей!
Здесь музеи рассказывают о себе по-новому. Знакомьтесь с экспонатами, читайте истории о связанных с ними людях и событиях, изучайте важные понятия. Мы приводим вас к музеям, а музеи к вам.
статья

История балета в рисунках Михаила Ларионова

Полистайте так и не написанную книгу о мировом балетном театре, которая была начата как хроники «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

Михаил Ларионов. Эскиз декорации к балету «Русские сказки». 1916 год © Третьяковская галерея

Идея написать многотомную историю театра возникла у Михаила Ларионова ещё в начале 1920-х годов. Он даже начал подыскивать авторов для разделов книги, вести переговоры с издательством и подбирать материалы для иллюстрации. Однако по-настоящему идея написать труд о балете пришла к художнику после смерти Сергея Дягилева в 1929 году. Михаил Ларионов, который почти 15 лет проработал в антрепризе знаменитого импресарио в качестве декоратора, автора либретто и даже хореографа, чувствовал себя «объективным» свидетелем происходящего, способным восстановить «истинный облик» Дягилева и показать миру важность дягилевских открытий для будущего театра и балета. Работа над рукописью продолжалась с перерывами и всплесками творческой активности до самого конца жизни Ларионова, но окончена так и не была. Как признавался сам Ларионов,

«

«Я пробовал записывать всё, что осталось в памяти моей о Дягилеве и балете. Но мои писания делались медленно. Я не привык к работе систематической, исключая театр».

»

Впрочем, подготовку к созданию книги Ларионов проводил более чем основательную: искал потенциального издателя, разрабатывал подробный план глав, систематизировал свой обширный архив, посвящённый балету. Материалы для него художник постепенно собирал после переезда из России для работы в дягилевской антрепризе в 1915 году. В собрание Ларионова входили как программы, заметки, комментарии и наброски для спектаклей, над которыми работал сам художник, так и исторические материалы. Он собирал театральные гравюры, в том числе японскую и китайскую, афиши, образцы костюмов и многое другое.

Постепенно задумка книги о Дягилеве переросла в грандиозные планы написать большую историю балета. В своё новое творение он собирался включить историю скифского и языческого театра, византийских танцев, народных гуляний, петровских театров и другие исторические периоды. При этом Ларионова не пугали ни масштаб замысла, ни отсутствие документальных материалов: он считал, что их можно просто додумать. Однако когда дело доходило до непосредственного написания его монументального труда, Ларионов-писатель полностью капитулировал перед Ларионовым-художником. Ещё не окончив работу над текстом, он создал макет будущего издания, рассчитанный на 180 страниц истории балетного театра «от Ромула до наших дней». Получившийся результат, состоящий из художественно скомпонованных на страницах иллюстраций и разрозненных заметок, сейчас бы назвали скорее «мудбордом», чем полноценным изданием, однако оценить оформительский талант Михаила Ларионова и проследить историю одной из важнейших балетных антреприз начала XX века на подлинных документах эпохи от этого не менее интересно.

Купить билет на выставку Михаила Ларионова можно здесь.

Поделиться: