«Побежденные. Панихида»: картина в деталях
Добро пожаловать в Большой музей!
Здесь музеи рассказывают о себе по-новому. Знакомьтесь с экспонатами, читайте истории о связанных с ними людях и событиях, изучайте важные понятия. Мы приводим вас к музеям, а музеи к вам.

«Побежденные. Панихида»: картина в деталях

Действительно ли Верещагин видел подобную сцену

«Побежденные. Панихида»: картина в деталях

Действительно ли Верещагин видел подобную сцену

«Балканская серия» принесла Верещагину славу и окончательно утвердила его в качестве как минимум главного баталиста Европы. Но она же доставила художнику массу проблем. Картина «Панихида» была одним из самых обсуждаемых из числа полотен, написанных по впечатлениям от Балканской войны и поездки в Болгарию, которую художник предпринял через год после подписания мирного договора. Многие видели в этой картине антивоенный манифест. И не удивительно его увидеть в полотне, на котором священник служит заупокойную службу прямо в поле, устланном непогребенными телами русских солдат.

Василий Верещагин, «Побежденные. Панихида по павшим воинам», после 1879. © Государственная Третьяковская Галерея

Основную часть холста занимает поле, покрытое сухой пожелтевшей травой, над которой очень низко повисло тяжелое, покрытое тучами небо. Верещагин поместил действие своей картины в окрестности болгарского села Телиш, расположенного неподалеку от Плевны. Именно здесь развернулись самые тяжелые бои за стратегически важный транспортный узел, открывавший русским войскам дорогу к Константинополю. Из-за целого ряда неверных решений руководителей русской армии три штурма Плевненской крепости обернулись неудачей и большими потерями.

Наученные горьким опытом, русские генералы решили начать блокаду Плевны. Для этого надо было изолировать два подхода к крепости: через Горный Дубняк и Телиш. Лейб-гвардии Егерский полк стал главной ударной силой атаки на Телиш. Наступление 12 октября 1877 года закончилась плачевно — гвардейцы отошли, потеряв убитыми более 1000 солдат. Именно этот эпизод и лег в основу картины.

В Телише художник оказался сразу после боя: «Погода была закрытая, пасмурная, неприветливая, и на темном фоне туч две фигуры, ясно вырисовывавшиеся, привлекли мое внимание: то были священник и причетник из солдат, совершавшие божественную службу».

Василий Верещагин, «Побежденные. Панихида по павшим воинам», после 1879, фрагмент. © Государственная Третьяковская Галерея

Собственно, эти две фигуры мы и видим. Лица обоих печальны и сосредоточены. В руках у священника кадило, у военного — Библия. Их взгляды направлены вниз, на траву. Зритель не сразу замечает, как сквозь нее начинают проступать очертания тел.

Василий Верещагин, «Побежденные. Панихида по павшим воинам», после 1879, фрагмент. © Государственная Третьяковская Галерея

На первом плане различимы два-три лица, чуть дальше — сливающиеся в единый ковер. Верещагин с ужасом описывал поле, покрытое изуродованными трупами, между которыми бегали собаки.

На втором плане тела окончательно сливаются с травой. «Впереди лежавшие были хорошо видны, следующие закрывались более или менее стеблями травы, а дальних почти совсем не видно было из-за нее, так что получалось впечатление, как будто все громадное пространство до самого горизонта было устлано трупами», вспоминает Верещагин.

Василий Верещагин, «Побежденные. Панихида по павшим воинам», после 1879, фрагмент. © Государственная Третьяковская Галерея

Его до глубины души возмутило, что никто не организовал погребения павших. Вернувшись из поездки в Телиш, он сразу же рассказывает своему приятелю, генералу Струкову, об увиденном и настаивает на подобающем погребении. На следующий день генерал лично руководил погребением солдат в братской могиле.

Надо сказать, что многие посетители петербургской выставки 1881 года обвиняли Верещагина в надуманности сюжета, хотя сам художник считал, что написал картину этой панихиды «в значительно смягченных красках». Сам священник, ставший героем картины, отчаянно защищал полотно от недоброжелательных отзывов, подтверждая, что так все и было. Верещагин больше всего поражался тем, кто, по его словам, «допуская даже правду изображения, упрекали художника за то, что в помощь склоненной над трупами фигуры священника не прибавлено хоть незначительного луча с неба из нависших туч».

Если присмотреться, солнечные лучи пробиваются через тучи на заднем плане: художник оставил зрителю зримый образ надежды, которая не покидает даже эти Богом проклятые места.

Дополнительные материалы:
Верещагин Василий Васильевич
Верещагин Василий Васильевич
художник
Персональная выставка Верещагина в Петербурге (февраль-март 1880)
Понятие
На этой выставке русский зритель впервые увидел Балканскую серию; выставка имела гра...
Константинополь
Понятие
Столица Византийской, а затем Османской империи, «Второй Рим», сыгравший важную роль...
Баталист
Понятие
Художник, который изображает сражения и военные походы.